Раннее развитие


Ранее развитие малыша – основа успешности

Первые три-пять лет являются чрезвычайно важными в развитии ребенка. И дело не только в том, что формируется характер ребенка, создаются и нейронный связи мозга, что всецело повлияет на его дальнейшее развитие.

Вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо учился, построил успешную карьеру? Для этого не нужно нанимать репетиторов и сидеть сутками за уроками, важнее дать фундаментальную базу, основу для успешных будущих творений. Что это значит? Нужно уделить внимание развитию ребенка в первые годы его жизни и обеспечить его здоровое гармоничное развитие.  

Как это сделать? Для начала рассмотрим, как устроен мозг человека.

Как устроен мозг

Что представляет собой головной мозг? Это большое количество нейронов, формирующих структуры мозга: мозжечок, кору полушарий и пр. Нейроны связываются между собой посредством синапсов. Нервные волокна под названием «белое волокно» соединяют эти структуры.  Белый цвет им придает миелин. Что же дают эти важные составляющие мозга?

Согласно директору Центра развития ребенка Гарварда Дж. Шонкофу, при рождении у малыша уже заложено количество клеток мозга, и они увеличиваться больше не будут, а только сокращаться. После рождения начинают активно формироваться нейронные связи.

 

Неиспользуемые нейронные связи исчезают!

Во время развития у ребенка все больше и большее появляется нейронных связей. Активно используемые связи остаются, а вот неиспользуемые исчезают, поэтому ко времени половой зрелости исчезает большое количество неиспользованных нейронных связей. Если у ребенка гармоничное развитие, то нейронные связи формируются, а вот если среда его обитания однообразная, то нейронные связи не будут задействованы и погибнут. В результате он будет испытывать трудности в обучении в будущем.

Этапы развития мозга ребенка

- От рождения до 12 месяцев: происходит формирование 5 чувств, бессознательная память,

- От года до трех лет: формируется будущая структура головного мозга,

- В три года: развитие сознательной памяти, объем мозга составляет 90% от взрослого объема.

- От четырех до 10 лет: активность мозга очень высока, в два раза активнее взрослого мозга.

- С 11 лет: исчезают малоиспользуемые нейронные связи, остаются только активные.

- С 14 лет начинается процесс миелинизации (формирования миелина), который завершается к 25 годам.

В 25 лет у человека уже полностью созревший мозг, но это не значит, что новые нейронные связи не формируются. Они формируются, но не так быстро, как у ребенка. Мозг менее пластичен, менее восприимчив к изменениям.

Как же обеспечить правильное развитие ребенка?

Обратная связь с родителями чрезвычайно важна

Как уже упоминалось, количество нейронов ребенок получает еще при рождении, а вот их жизнеспособность зависит от степени развития их отростков, передающих информацию. Для успешного развития ребенка нужно своевременно вовлекать его в разнообразные виды деятельности, чтобы происходило формирование нейронных связей и не было уничтожения большого числа неиспользуемых нейронных связей.

Для младенца важно получать информацию об окружающем мире от родителей через мимику, жесты, звуки. Так он узнает основы устройства мира. И каждый его последующий опыт опирается на предыдущий.

С ребенком нужно заниматься все время. Ученые центра развития ребенка Гарварда выяснили, что бедность семьи, низкий уровень образования, неполная семья и психические заболевания негативно влияют на мозг ребенка. В трехлетнем возрасте уже хорошо заметна разница в развитии ребенка: у родителей с хорошим образованием дети лучше разговаривают и имеют больше словарный запас, чем дети менее образованных родителей. Так и при поступлении в начальную школу им будет проще, чем детям из менее образованных семей, они будут впереди своих ровесников в развитии.

Ранее развитие должно быть своевременным

Ранее развитие ребенка вовсе не означает, что нужно перегружать ребенка огромным количеством информации, раз он быстро все впитывает. Информация должна быть своевременной.

Согласно специалисту в области семьи и образования Шону Бротерсону, есть два основополагающих фактора стимулирующих развитие:

  1. Должен быть непрерывный поток задач для ребенка, который будет требовать его усилия. Если для ребенка будет слишком мало задач, ему будет скучно, а если слишком много, то он устанет и ему будет неинтересно. Сложность игры зависит от уровня развития ребенка.
  2. Для ребенка очень важно получить обратную связь от родителя. Ему важно, чтобы его хвалили или критиковали. Важно услышать мнение родителя.

Для ребенка важно чувствовать себя в безопасности и ощущать вашу поддержку. Все это немаловажно для его развития.

Многие задаются вопросом, нужно ли обучать детей с детства иностранным языкам. Согласно большинству ученых, билингвы имеют более развитый социальный интеллект, они лучше концентрируются и легче работают в режиме многозадачности. Ребенок легко овладевает грамматикой и лексикой иностранного языка, так как в это время востребованы излишние нейронные связи.

Итак, ребенок рождается с определенным количеством нейронов. Нейронные связи формируются в зависимости от его вовлечения в деятельность. Насколько ребенок сможет развить свой потенциал зависит во многом от родителей, насколько они смогут ему обеспечить гармоничное и всестороннее развитие. Развитие малыша в первые годы его жизни повлияют на его будущее развитие и на успешность в целом.